Эволюция DirectX проходит довольно бурно, за эти годы стандарт практически полностью вытеснил некогда очень популярный API OpenGL, по крайней мере из игр. Несмотря на, казалось бы, безоговорочный успех, было и много нареканий. Например, переход на DirectX 10 и 10.1 прошел, точнее даже, проходит по сей день довольно медленно. На рынке представлено несколько движков, которые поддерживают преимущества DX10, но их не так много. Разработчики игр сами встали на защиту нового стандарта, заявляя, что он, может, и не настолько революционен, зато позволяет добиться большей скорости ну и по ходу улучшить графику. Результаты разнообразных сравнительных тестов не слишком убеждают в этом, однако стоит все же сделать скидку. Например, в случае с консолями создателям игр достаточно один раз изучить платформу, создать движок – и можно делать игру за игрой.
На платформе ПК все сложнее, тут и разные процессоры, и видеокарты разных поколений, все это существенно усложняет и удорожает процесс разработки. Так что и эффект от преимуществ новых версий DirectX мы получаем с запозданием, причем довольно существенным. Как бы то ни было, настало время открыть новую страницу в истории и поговорить о DX11, который уже ворвался в нашу жизнь. Он сулит немало изменений и улучшений. Это касается не только игр, но и менее специализированных задач – так называемых общих вычислений. Ключевая особенность DX11, вокруг которой поднялось много шума, – поддержка аппаратной тесселяции. Что это такое? Тесселяция применяется в компьютерных играх для кардинального повышения детализации игровых объектов. По сути, это процесс разбиения моделей на более мелкие формы. ATI давно начала продвигать эту технологию и использовать ее в своих адаптерах, однако это была фирменная фишка. Широкой поддержки она не получила, совместимости с DX11 нет. Программная реализация технологии непомерно нагружает систему, и тут спасательный круг бросила Microsoft, представив DirectX версии 11 – теперь-то тесселяция будет активно использоваться в играх.
ATI снова оказалась впереди планеты всей, выкатив впечатляющую серию видеокарт Radeon HD 5xx0, которая может похвастаться отличной производительностью и полной совместимостью с DX11. Разработчики новой игры из серии Aliens vs. Predator – Rebelion уже приняли на вооружение возможности новой версии API. По их заявлениям, DX11 даст возможность достичь нового уровня детализации и качества, а именно куда более впечатляющего эффекта глубины резкости, который в современных играх смотрится довольно искусственно, и еще более детализированных персонажей и теней. При этом обещается высокая скорость благодаря появившейся возможности многопоточной обработки данных. Игра выйдет в 2010 году.
Не менее многообещающе выглядит DiRT 2 от Codemasters: ролики радуют нас красивой игрой света, отличной физикой воды и всяческих флажков, не говоря уже о самих моделях машин и об общей детализации трасс. Когда видишь такое широкое применение новых технологий, очень хочется верить в то, что все разработчики игр смогут распорядиться возможностями нового API столь же грамотно. Однако суровая правда жизни заставляет нас вернуться с небес на землю: посмотрите на «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» и Battleforge. Заявлено, что игры поддерживают DX11, однако они ни разу не тянут на звание next-gen-проектов в плане графики. Увеличения производительности от использования нового API также не наблюдается. Что бы это значило? Ничего, кроме того, что под DX11 надо затачивать движок, а прикрутить для галочки «Поддержка DX11» больших усилий не требуется.
Кроме аппаратной тесселяции и многопоточной обработки появилась поддержка сжатия HDR-текстур, которая обеспечит возможность сделать картинку более реалистичной и детализированной. Слагаемые успеха есть, скорость внедрения DX11 зависит от разработчиков игр, но не только. Производители видеокарт должны доказать свою приверженность к прогрессу и представить новые решения. ATI отметилась первой, выпустив как hi-end-решения, так и middle-end-решения. NVIDIA молчит, и это плохо для всех нас (upd от 29 марта: NVIDIA анонсировала DX11-карты - прим. ред.). Законы рынка таковы, что программисты не будут активно внедрять поддержку DX11 до тех пор, пока большая часть пользователей не перейдет на видеокарты с поддержкой этого API. То же самое мы наблюдали, когда производители процессоров представили свои многоядерные модели – появления программ и игр в частности, которые смогли бы воспользоваться новыми возможностями, пришлось ждать долго. Даже сегодня далеко не все приложения адаптированы под них... Не будем пессимистами, надеемся, NVIDIA в долгу не останется и представит новые видеокарты уже совсем скоро. Счастливые обладатели видеокарт Radeon HD 5-й серии уже сейчас могут увидеть, на что способна их обновка. Но перед этим необходимо убедиться, что на компьютере установлена операционная система Windows 7 или Windows Vista. Только в них реализована поддержка DX11. Если все так, то самое время выйти в Сеть и скачать бенчмарк Unigine Heaven. На худой конец можете установить «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» или Battleforge, хотя к тому времени, как вы будете читать эти строки, на прилавках магазинов уже появится DiRT 2, в которой преимущества нового API будут куда более очевидны. Во что поиграть и на какой ОС?
DirectX11 официально поддерживается только Windows 7 и Windows Vista. Выбор невелик. О последней говорить как-то и не хочется, продукт интересный, но странный. Другое дело Windows 7 – шустрая и удобная система, с драйверами под железо проблем нет (разработчики все отладили на Windows Vista). Отныне это наше все; Windows XP можно отправить на заслуженный покой. А поиграть в 2010 году будет во что: в разработке более 20 проектов. Про DiRT 2 и Aliens vs. Predator мы упомянули, однако не меньший интерес вызывает Race Driver: GRID 2 и F1 2010 от той же Codemasters и куда больший – Crysis 2! Crytek охотно тянет лямку самого прогрессивного разработчика hi-tech-движков, и с этим званием она расставаться не собирается в ближайшее время. От данной компании мы вправе ожидать нечто выдающееся в плане графики. Также в разработке он-лайн-игры Lord of the Rings Online, Dungeons and Dragons Online, Genghis Khan и др. Количество сетевых проектов удивляет, но если подумать, все встает на свои места – и там графика важна.
|